Использование
компьютера на уроках географии и
во внеурочной деятельности
Галагур М.В., учитель географии сош № 8 г. Углича
Одно из направлений
модернизации системы географического образования в школе является внедрение
компьютерных технологий.
Процесс использования стал
возможным при появлении учебных программ и компьютерных классов в школе. Я
стала использовать в работе компьютеры с 1992 года, когда в 1991 году прошла
курсы в г. Ярославле по использованию компьютеров на уроках русского языка
в начальной школе.
В 1998 году стала вести
уроки географии и поняла, что именно в ней заложены огромные возможности для
применения компьютерных программ.
А начала свою работу с 6
класса, но уроки проводились выборочно.
В 7 классе использовать
стала системно из 2 часов – 1 час в неделю проводился в компьютерном классе. В
этом году такая работа продолжается в 8 классе. В начале года ведется
работа с планированием, эти уроки закладываются и по темам они получаются
различные: объяснение нового материала, практические работы и обобщающие уроки.
Поэтому направления выбираю
разные и использую компьютерный технологии и мультимедиа.
Первое направление –
демонстрация материалов.
На уроках географии
объяснение нового материала сопровождается наглядными пособиями. Самым главным
является карта, но с этим бывают проблемы (нет или старые).
А с помощью компьютерных
программ, где заложены новые карты, таблицы, схемы, слайды, можно без труда
быстро все продемонстрировать. Позволяет направить внимание школьников на
важнейшие объекты и явления.
Программа дает возможность
учителю демонстрировать на экране самые разные географические изображения:
плоские, объемные, возможен переход от одних объектов к другим, увеличение
объектов.
Стало возможным показывать
аэрокосмические и фото – снимки, схемы, графики, диаграммы. На уроках мы
обязательно используем видеофильмы, но приходится выбирать необходимые сюжеты,
искать фильм, бывают проблемы с аппаратурой, в программе заложены самые яркие и
необходимые сюжеты, которые идут всего 2-3 минуты. Примеров можно привести
много, например, 6 класс: озеро Байкал, извержение вулканов.
7 класс: сюжеты по
материкам.
Используется мультипликация.
Использование диктора дает возможность разнообразить урок.
(7 класс –
1500 слайдов, 25 видеофрагментов;
8 класс – 500
слайдов, 35 видеофрагментов;
6 класс – 1300
слайдов, 34 видеофрагмента, 12 - анимаций).
По насыщенности фильмов
самый богатый 6 класс, это правильно, так как нам необходимо именно в этом
возрасте заинтересовать в предмете учащихся.
Второе направление – показ
процессов.
Географические процессы, о
которых должны иметь представление школьники разнообразны и многочисленны.
Мы много детям объясняем,
порой на пальцах, а здесь нам дается уникальная возможность все показать детям
за 1-2 минуты.
Так называемые активные
элементы помогают в этом (показ слайда – это часть анимации).
С помощью ее детям
демонстрируются: смена дня и ночи, времен года, строение Земли, происходит
анимация рисунка, присутствуют всплывающие подсказки, образование ледников и
зарастание озер и т.д.).
Сбывается поговорка: лучше
один раз увидеть, чем сто раз услышать. А так как у детей больше развита
зрительная память, то и усвоение материала происходит лучше.
Третье направление –
практическая работа.
В программах заложены
практические работы по темам. Носят тренировочный и контролирующий характер.
Детям очень нравится выполнять их, а знаний для выполнения требуется много. Все
работы составлены по требованиям учебной программы.
Усложнение работ идет от
класса в класс.
В 6 классе – больше
тренировочных работ с дальнейшим поощрением (например: после правильной сборки
Теллурия – анимация, показ его работы, правильное заполнение таблицы страна –
столица, дает возможность просмотра видеофильма: Париж, Токио, Нью–Йорк).
В 7 классе – много работ с
картами, дети, которые плохо справляются на обычных уроках, здесь имеют
возможность и выучить, и исправить свои ошибки, так как компьютер добьется
правильного выполнения.
В 8 классе есть работы, за
которые ставятся оценки и вводится время выполнения. Здесь идет не только
заполнение таблиц, но и требуется оформление вывода, то есть подводят детей к
научному заключению.
При использовании
практической работы мы можем работать индивидуально с учеником, предложить ему
тот вариант, который ему будет интересен и под силу.
Четвертое направление –
проверка знаний.
Дети в дальнейшем могут
подойти к единому государственному экзамену и по устным предметам, где им будут
предлагать тестовую работу. Нам необходимо их научить работать с тестом. Но на
обычных уроках у нас не всегда есть возможность для этого. А здесь заложены
тестовые работы, предусмотренная для каждой темы, в нескольких вариантах и по
окончанию оцениваются. Мы можем подходит индивидуально к ученикам (темп работы).
Дети могут исправить свои ошибки (выполнить новый тест). Вопросы в тесте составлены
по учебнику.
Пятое направление –
самостоятельная работа уч-ся во внеклассной работе.
Все, что заложено в
программе, использовать на уроке невозможно. Это планировалось создателями, для
того, чтобы дети использовали в качестве справочника, написание сообщений и
рефератов. Каждый диск имеет возможность выходить в Интернет. Мы используем в
работе:
а) школьного научного
общества;
б) городского научного общества;
в) написание творческих
работ;
г) написание экзаменационных
работ;
д) факультативное изучение
курса.
Применение компьютерных
технологий в преподавании географии стало необходимо, почти у половины детей
есть персональные компьютеры, и они активно используют их в подготовке домашних
заданий и выполнения творческих работ. Но надо признать, что успешное внедрение
компьютерных технологий в преподавание географией возможно лишь при оснащении
необходимыми программами и компьютерами.