Использование компьютера на уроках географии и
во внеурочной деятельности

Галагур М.В., учитель географии сош № 8 г. Углича

 

Одно из направлений модернизации системы географического образования в школе является внедрение компьютерных технологий.

Процесс использования стал возможным при появлении учебных программ и компьютерных классов в школе. Я стала использовать в работе компьютеры с 1992 года, когда в 1991 году прошла курсы в г. Ярославле по использованию компьютеров на уроках русского языка в начальной школе.

В 1998 году стала вести уроки географии и поняла, что именно в ней заложены огромные возможности для применения компьютерных программ.

А начала свою работу с 6 класса, но уроки проводились выборочно.

В 7 классе использовать стала системно из 2 часов – 1 час в неделю проводился в компьютерном классе. В этом году такая работа продолжается в 8 классе. В начале года ведется работа с планированием, эти уроки закладываются и по темам они получаются различные: объяснение нового материала, практические работы и обобщающие уроки.

Поэтому направления выбираю разные и использую компьютерный технологии и мультимедиа.

Первое направление – демонстрация материалов.

На уроках географии объяснение нового материала сопровождается наглядными пособиями. Самым главным является карта, но с этим бывают проблемы (нет или старые).

А с помощью компьютерных программ, где заложены новые карты, таблицы, схемы, слайды, можно без труда быстро все продемонстрировать. Позволяет направить внимание школьников на важнейшие объекты и явления.

Программа дает возможность учителю демонстрировать на экране самые разные географические изображения: плоские, объемные, возможен переход от одних объектов к другим, увеличение объектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Стало возможным показывать аэрокосмические и фото – снимки, схемы, графики, диаграммы. На уроках мы обязательно используем видеофильмы, но приходится выбирать необходимые сюжеты, искать фильм, бывают проблемы с аппаратурой, в программе заложены самые яркие и необходимые сюжеты, которые идут всего 2-3 минуты. Примеров можно привести много, например, 6 класс: озеро Байкал, извержение вулканов.

7 класс: сюжеты по материкам.

Используется мультипликация. Использование диктора дает возможность разнообразить урок.

(7 класс – 1500 слайдов, 25 видеофрагментов;

8 класс – 500 слайдов, 35 видеофрагментов;

6 класс – 1300 слайдов, 34 видеофрагмента, 12 - анимаций).

По насыщенности фильмов самый богатый 6 класс, это правильно, так как нам необходимо именно в этом возрасте заинтересовать в предмете учащихся.

 

Второе направление – показ процессов.

Географические процессы, о которых должны иметь представление школьники разнообразны и многочисленны.

Мы много детям объясняем, порой на пальцах, а здесь нам дается уникальная возможность все показать детям за 1-2 минуты.

Так называемые активные элементы помогают в этом (показ слайда – это часть анимации).

С помощью ее детям демонстрируются: смена дня и ночи, времен года, строение Земли, происходит анимация рисунка, присутствуют всплывающие подсказки, образование ледников и зарастание озер и т.д.).

Сбывается поговорка: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А так как у детей больше развита зрительная память, то и усвоение материала происходит лучше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Третье направление – практическая работа.

В программах заложены практические работы по темам. Носят тренировочный и контролирующий характер. Детям очень нравится выполнять их, а знаний для выполнения требуется много. Все работы составлены по требованиям учебной программы.

Усложнение работ идет от класса в класс.

В 6 классе – больше тренировочных работ с дальнейшим поощрением (например: после правильной сборки Теллурия – анимация, показ его работы, правильное заполнение таблицы страна – столица, дает возможность просмотра видеофильма: Париж, Токио, Нью–Йорк).

В 7 классе – много работ с картами, дети, которые плохо справляются на обычных уроках, здесь имеют возможность и выучить, и исправить свои ошибки, так как компьютер добьется правильного выполнения.

В 8 классе есть работы, за которые ставятся оценки и вводится время выполнения. Здесь идет не только заполнение таблиц, но и требуется оформление вывода, то есть подводят детей к научному заключению.

При использовании практической работы мы можем работать индивидуально с учеником, предложить ему тот вариант, который ему будет интересен и под силу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Четвертое направление – проверка знаний.

Дети в дальнейшем могут подойти к единому государственному экзамену и по устным предметам, где им будут предлагать тестовую работу. Нам необходимо их научить работать с тестом. Но на обычных уроках у нас не всегда есть возможность для этого. А здесь заложены тестовые работы, предусмотренная для каждой темы, в нескольких вариантах и по окончанию оцениваются. Мы можем подходит индивидуально к ученикам (темп работы). Дети могут исправить свои ошибки (выполнить новый тест). Вопросы в тесте составлены по учебнику.

 

Пятое направление – самостоятельная работа уч-ся во внеклассной работе.

Все, что заложено в программе, использовать на уроке невозможно. Это планировалось создателями, для того, чтобы дети использовали в качестве справочника, написание сообщений и рефератов. Каждый диск имеет возможность выходить в Интернет. Мы используем в работе:

а) школьного научного общества;

б) городского научного общества;

в) написание творческих работ;

г) написание экзаменационных работ;

д) факультативное изучение курса.

Применение компьютерных технологий в преподавании географии стало необходимо, почти у половины детей есть персональные компьютеры, и они активно используют их в подготовке домашних заданий и выполнения творческих работ. Но надо признать, что успешное внедрение компьютерных технологий в преподавание географией возможно лишь при оснащении необходимыми программами и компьютерами.